Кто должен отбирать фото: клиент или фотограф?

27.02.2020

Вопрос сложный. Однозначного ответа на него нет, потому что нужно учитывать большое количество факторов, которые индивидуальны для каждого вида съемок. Но давайте попробуем разобраться, какие именно факторы сильнее всего влияют в пользу того или иного варианта. Оговорюсь, что речь идет именно о фото с людьми, а не о предметке или о съемки производства.

1. Фотограф в любом случае должен провести первичную выборку: удалить дубли и откровенный брак (промахи по фокусу, закрытые глаза и тому подобное).

2. Клиент, который отбирает свои собственные фото, зачастую субъективен: он пытается выбрать не лучшие фото, а те, которые соответствуют его внутреннему видению себя. Также, обычно, клиенты очень боятся фотографий, где, по их мнению, видны недостатки, которые они в себе не любят. Хотя в 99% случаев другие люди этих недостатков не замечают. Есть отличный комикс на эту тему:

У меня тут глаза глупые

3. Фотограф также бывает субъективен. Он, обычно, уделяет слишком много внимания техническому качеству, композиции и правильному свету, забывая о том, что для клиента важно нравиться себе.

Комикс what the duck

4. Иногда, бывает еще один нюанс: если нужно отобрать фото на ретушь, клиент не всегда понимает, что в фотошопе можно сделать легко и быстро, что – можно, но очень трудозатратно, а где – в общем-то и не нужно ничего делать. У меня было такое несколько раз. Отправляю готовые фото с цветокоррекцией, прошу прислать 10 (с часовой съемки) на детальную ретушь. И мне присылают 10 лучших фото… С которыми вообще не нужно ничего делать, они и так хороши.

5. Я уже писал, что фотографы не любят отдавать исходники. Это, безусловно, тоже важный фактор. Но если я отдаю фото на выбор клиенту – я отдаю не исходники (RAW), а необработанные и уменьшенные jpeg файлы прямо из камеры (я снимаю сразу в оба формата).

6. Отбор фото – это работа. Конечно, зависит от объема, если говорить о часовой съемке – это не очень долго. А если 2 часа, 3? Если эту работу постоянно выполняет фотограф – соответственно, он поднимет цену съемки, ведь его трудозатраты возрастают.

7. Желание клиента. Тут все просто. Кто-то хочет получить все готовое под ключ, кто-то, наоборот, хочет сам активно участвовать в процессе.

8. Цель съемки. Понятно, что если фото для личного пользования – это одно. А если, например, для публикации в журнале – это другое, тут, скорее всего, в выборе будут принимать участие третьи лица.

Итак, это основные факторы. Каждая съемка индивидуальна, каждый клиент и фотограф – тоже. Поэтому, если вы пытаетесь принять конкретное решение – пробегитесь по ним применимо к вашей конкретной ситуации, взвесьте все за и против, обсудите между собой. Это позволит найти вариант, который устроит обе стороны. Также, нельзя забывать о компромиссных вариантах, возможно, они будут лучшими. Можно отбирать фото совместно: либо прямо вместе, либо часть отбирает клиент, часть – фотограф. А еще, можно привлекать третьих лиц для большей объективности.

Лично я, обычно, обсуждаю этот момент с каждым клиентом после съемки, рассказываю плюсы и минусы каждого варианта, и мы вместе принимаем решение.

А как делаете вы? Пишите в комментариях свое мнение. Всем удачных фотосессий!

Вам может быть интересно

 

Сергей Матюнин

Профессиональный фотограф

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Обязательное поле
Обязательное поле
"Это поле обязательно"
Даю согласие на обработку личных данных.
Обязательное поле
Спасибо. Я получил ваш запрос. Я свяжусь с вами как можно скорее.
При отправке произошла ошибка!
Отправьте свой номер телефона и я Вам позвоню
Обязательное поле
Обязательное поле
Спасибо. Я получил ваш запрос. Я свяжусь с вами как можно скорее.
Произошла ошибка!