Вопрос сложный. Однозначного ответа на него нет, потому что нужно учитывать большое количество факторов, которые индивидуальны для каждого вида съемок. Но давайте попробуем разобраться, какие именно факторы сильнее всего влияют в пользу того или иного варианта. Оговорюсь, что речь идет именно о фото с людьми, а не о предметке или о съемки производства.
1. Фотограф в любом случае должен провести первичную выборку: удалить дубли и откровенный брак (промахи по фокусу, закрытые глаза и тому подобное).
2. Клиент, который отбирает свои собственные фото, зачастую субъективен: он пытается выбрать не лучшие фото, а те, которые соответствуют его внутреннему видению себя. Также, обычно, клиенты очень боятся фотографий, где, по их мнению, видны недостатки, которые они в себе не любят. Хотя в 99% случаев другие люди этих недостатков не замечают. Есть отличный комикс на эту тему:
3. Фотограф также бывает субъективен. Он, обычно, уделяет слишком много внимания техническому качеству, композиции и правильному свету, забывая о том, что для клиента важно нравиться себе.
4. Иногда, бывает еще один нюанс: если нужно отобрать фото на ретушь, клиент не всегда понимает, что в фотошопе можно сделать легко и быстро, что – можно, но очень трудозатратно, а где – в общем-то и не нужно ничего делать. У меня было такое несколько раз. Отправляю готовые фото с цветокоррекцией, прошу прислать 10 (с часовой съемки) на детальную ретушь. И мне присылают 10 лучших фото… С которыми вообще не нужно ничего делать, они и так хороши.
5. Я уже писал, что фотографы не любят отдавать исходники. Это, безусловно, тоже важный фактор. Но если я отдаю фото на выбор клиенту – я отдаю не исходники (RAW), а необработанные и уменьшенные jpeg файлы прямо из камеры (я снимаю сразу в оба формата).
6. Отбор фото – это работа. Конечно, зависит от объема, если говорить о часовой съемке – это не очень долго. А если 2 часа, 3? Если эту работу постоянно выполняет фотограф – соответственно, он поднимет цену съемки, ведь его трудозатраты возрастают.
7. Желание клиента. Тут все просто. Кто-то хочет получить все готовое под ключ, кто-то, наоборот, хочет сам активно участвовать в процессе.
8. Цель съемки. Понятно, что если фото для личного пользования – это одно. А если, например, для публикации в журнале – это другое, тут, скорее всего, в выборе будут принимать участие третьи лица.
Итак, это основные факторы. Каждая съемка индивидуальна, каждый клиент и фотограф – тоже. Поэтому, если вы пытаетесь принять конкретное решение – пробегитесь по ним применимо к вашей конкретной ситуации, взвесьте все за и против, обсудите между собой. Это позволит найти вариант, который устроит обе стороны. Также, нельзя забывать о компромиссных вариантах, возможно, они будут лучшими. Можно отбирать фото совместно: либо прямо вместе, либо часть отбирает клиент, часть – фотограф. А еще, можно привлекать третьих лиц для большей объективности.
Лично я, обычно, обсуждаю этот момент с каждым клиентом после съемки, рассказываю плюсы и минусы каждого варианта, и мы вместе принимаем решение.
А как делаете вы? Пишите в комментариях свое мнение. Всем удачных фотосессий!