27.05.2022

Знание языка тела даёт понимание того, как выглядят люди, когда они чувствуют себя уверенно и привлекательно или, наоборот, скованно и некомфортно. Когда человек чувствует себя неловко перед объективом камеры, наиболее верным решением будет попросить его принять естественную позу. При необходимости выделите 15-20 минут на разогрев и адаптацию модели.

Нет ничего плохого или постыдного в неумении позировать. По-настоящему красиво и легко это умеют делать только специально обученные этому люди, а именно - профессиональные модели (или те, кто некоторое время самостоятельно тренировались перед зеркалом). Умение позировать - это навык, развитие которого требует времени, терпения и практики.

Что делать, если вы снимаете человека и понимаете, что он получается, мягко говоря, не совсем хорошо? Как вести себя в такой ситуации фотографу (особенно начинающему), ведь подобное может произойти во время любой фотосессии?

Самое главное - не делать постоянно вид, что съёмка проходит идеально и клиент отлично справляется со всеми позами. Нет ничего плохого в том, если вы слегка намекнёте человеку на то, что у него что-то получается не очень хорошо и следует попробовать изменить ракурс, поворот или просто положение тела. На самом деле, такое встречается довольно часто, ведь идеальных поз не существует: кому-то определённая поза будет подходить, а кому-то совершенно нет (исключение могут составлять опять-таки профессиональные модели). Можно предложить своему клиенту немного “поиграть с позами”, и спустя некоторое время вы заметите, насколько улучшилось и ваше настроение, и настроение человека, с которым работаете.

Отличным дополнением будет вовлечённость фотографа, вернее, это даже его обязанность. Фотограф - это не просто человек, который нажимает на кнопку спуска затвора, это ещё и художник, психолог, друг и помощник, ретушёр; человек, который должен правильно выставить свет, создать приятную атмосферу и запечатлеть живые эмоции и страсть, а не пустоту в глазах.

Всегда в процессе работы делитесь результатами с моделью, ведь вы видите то, что получается, а другой человек - нет. Не забывайте, что любая съёмка - это творческий процесс, участие в котором принимаете не только вы, но и другие талантливые личности: если у вас нет команды, то это только вы и модель, а если есть, то, скорее всего, визажист, стилист и, может быть, даже видеограф или backstage фотограф. Кроме того, это позволит вовремя обнаружить возможные ошибки или придумать настоящий шедевр (и вовсе не обязательно, что этим кем-то будете вы, это может быть и ваша модель). Когда клиент видит, что вы активно участвуете в съёмке, всячески ему помогаете, показываете на экране то, что получается, а не просто снимаете, будто стреляете из пулемёта, человек не только начинает вам доверять, но и приятно удивляется, а впоследствии расслабляется, особенно если ему понравился какой-то кадр. И фотограф будет рад увидеть положительную реакцию или услышать приятный комментарий в свою сторону.

Как придумывать позы? И что делать, если не приходят никакие идеи?

Самые лучшие позы - это те, в которых человек выглядит естественно и чувствует себя наиболее комфортно. Конечно, можно заранее зайти в Pinterest и сохранить интересные позы, но это поможет не во всех случаях, ведь оригинальные и сложные позы будут красиво выглядеть в большинстве случаев на профессиональных моделях и людях худого телосложения, а вот человек, который на съёмках бывает раза два в год, будет смотреться неловко и странно. Безусловно, есть исключения, поэтому никто не запрещает экспериментировать с обычными людьми и с позами, где используются необычные прогибы и изгибы.

Оптимальный вариант - изучить базовые правила позирования, проанализировать распространённые ошибки и запомнить простые позы отдельно для каждой категории людей, которых вы снимаете: это могут быть парные или семейные съёмки, одиночные портреты, свадьбы или дети. На этом, конечно, останавливаться тоже не стоит, далее следует регулярно смотреть работы других людей (особенно фотографов мирового уровня) и постоянно экспериментировать.

Как же начать съёмку? Какие указания давать модели? Есть три способа начать фотосессию:

1. Начать фотографировать с крупных планов и постепенно отдаляться от модели;

2. Начать снимать издалека и аккуратно приближаться, делая крупные портреты (похоже на то, как происходит обычно знакомство и общение с людьми);

3. Снимать параллельно, т.е. чередовать планы и позы на протяжении всего съёмочного процесса.

Не спешите сразу же браться за фотоаппарат, встретившись с моделью на запланированной локации. Подружитесь с новым для вас человеком, наладьте контакт, создайте приятную атмосферу, угостите кофе (если есть такая возможность) и только потом переходите непосредственно к съёмке.

Самое простое, что можно посоветовать модели - это вести себя естественно и представить, что её никто не снимает. Попросите модель встать в удобную для неё позу, потрогать волосы, поправить шарф, слегка наклонить голову, подумать о чём-нибудь приятном, поиграть с одеждой или аксессуарами. Таким образом, модель начнёт двигаться, менять позы и тем самым, сама того не подозревая, позировать.

Как правило, если человек снимается в паре с близким, например, love story или свадьба, то ему намного легче и комфортнее. В таком случае фотограф может даже где-нибудь спрятаться, предварительно попросив моделей общаться и взаимодействовать друг с другом (ему лишь останется запечатлеть живые эмоции и показать красивую историю).

Пора познакомиться с базовыми правилами и ошибками, возникающими при позировании. Нижеперечисленные правила являются лишь советами, однако никто не запрещает вам экспериментировать, ведь правила были созданы для того, чтобы их нарушать.

1. Работа с волосами:

Если вы снимаете девушку с длинными распущенными волосами, следите за тем, чтобы её волосы правильно лежали, иначе это будет сильно бросаться в глаза. Если вы не пользуетесь услугами визажиста или стилиста, обязательно обратите внимание на то, что лежащие на плечах волосы могут выглядеть неряшливо. Можно попросить саму модель поправить волосы, но лучше сделать это самому (предварительно спросив разрешения) или же доверить это непосредственно визажисту.

Как исправить данную ситуацию?

• собрать волосы;

• перебросить всё на одну сторону спереди или сзади;

• откинуть все волосы назад;

• сделать так, чтобы все волосы оказались спереди;

• принять позу с волосами.

2. Работа с лицом: 

• Не нужно пытаться заставить модель улыбаться, если это не соответствует атмосфере и настроению съёмки или же если нет на то причины, поскольку выглядеть это всё равно будет не совсем естественно, ведь на снимках человека запросто могут выдать пустые глаза;

• Чтобы не было видно второго подбородка, нужно “вытащить голову из панциря”, как черепаха, т.е. слегка вытянуть её вперёд и наверх (это может показаться глупым или непривычным, но будет точно эффективным);

• Если вы фотографируете человека, смотрящего на что-то вдалеке, то следите за тем, чтобы были видны его зрачки, а не белки. Лучше попросить модель смотреть на какой-нибудь объект позади вас;

• Перед тем как фотографировать человека в профиль, обратите внимание на его нос, а вернее на его размер. Если нос слишком длинный, то ни в коем случае не снимайте модель таким образом;

• Если ваша модель решила наклонить голову в сторону, лучше компенсировать это небольшим наклоном тела в том же направлении. 

3. Работа с телом:

• Если стоять перед камерой прямо, любой человек будет выглядеть больше. Стать худее поможет небольшой поворот вбок;

• Ни в коем случае не давайте модели прижимать руки к телу, так как это делает их только толще (лучше немного их приподнять или поставить на какой-то объект или часть тела, например, на бедро или талию);

• Одно из самых сложных в позировании - это руки. Чтобы получился хороший кадр, нужно расслабить руки, особенно кисти. Не разворачивайте кисти целиком на камеру, иначе они увеличатся в размере и будут похожи на клешни;

• Следите за тем, чтобы модель не направляла локти и колени в сторону камеры, это выглядит некрасиво;

• Старайтесь лишний раз, делая кадр, не обрубать кисти и ступни человека;

• Следите за осанкой модели, это также важный элемент позирования и залог красивых снимков (осанка - это то, о чём человек чаще всего забывает);

• Если хотите использовать позу, где около щеки модели расположен её кулак, то следите, чтобы он не занимал целиком всё лицо и не смотрелся большим. 

Ещё два способа сделать человека худее:

1. Посоветовать ему надеть одежду чёрного цвета (если позволяет место съёмки или жанр);

2. Установить камеру чуть выше человека или взобраться на стул или лестницу, т.е. снимать сверху.

Ещё несколько базовых правил позирования, о которых стоит помнить:

• Шея всегда должна быть видна на снимках;

• В кадрах в полный рост старайтесь напоминать модели о том, что нужно немного тянуть носок, будь она босиком или в туфлях, однако не нужно сильно напрягать икроножную мышцу, это только утолщает ногу;

• Чтобы ноги при съёмке в полный рост казались длиннее, берите ракурс снизу, что позволяет визуально их удлинить. А вот сверху снимать лучше только по пояс или плечи (если снимать человека в полный рост сверху, то его ноги станут выглядеть намного короче). 

Фотографу пригодится знание не только самой фотографии, но и видеосъёмки, психологии, маркетинга, колористики, визажа и моды, а также умение подобрать образ и определить, как правильно снимать различные типы лиц и фигур.

Роль фотографа состоит в том, чтобы передать через объектив камеры красоту и индивидуальность каждого человека, т.е. сделать акцент на лучшем человека, на его достоинствах, и скрыть то, что ему не хотелось бы видеть на снимках, иначе говоря, его недостатки. Важно показать истинную сущность человека и то, какой он есть на самом деле.

Какой бы тип лица или фигуры вам не пришлось снимать, старайтесь не использовать широкоугольные объективы и объективы с фокусным расстоянием от 200 мм и выше, особенно делая крупные портреты. Данные объективы сильно искажают перспективу и делают лицо человека неестественным. Другое дело, если ваша цель - специальное использование подобных объективов, чтобы, например, сузить или расширить лицо.

Надеюсь, данные советы обязательно помогут вам добиться лучших результатов на ваших съёмках.

Сергей Матюнин

Профессиональный фотограф

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Обязательное поле
Обязательное поле
Спасибо. Я получил ваш запрос. Я свяжусь с вами как можно скорее.
Отправьте свой номер телефона и я Вам позвоню
Обязательное поле
Обязательное поле
Спасибо. Я получил ваш запрос. Я свяжусь с вами как можно скорее.